Поиск по сайту

Последние записи

Ссылки

Мария Каллас и Алла Пугачёва

Мария Каллас

Ревнители высокого искусства наверняка возмутятся: Как он посмел поставить рядом два этих имени! Каллас – великая оперная певица, легенда, величина… и Пугачёва (эпитеты легко угадываемы).
     Да, посмел. Более того, немного удивительно, что до сих пор никто не сравнивал их. Сравнивать – не в смысле кто лучше, кто хуже (это абсурдно), а в смысле подобия величин. Наверное, можно проводить параллели, но я назову одну, главную. Как в опере есть Каллас и все остальные, так и в эстрадно-песенном жанре (во всяком случае, на пространстве СНГ) есть Алла Пугачёва и есть все остальные. Появляются и исчезают певицы – хорошие, очень хорошие, просто замечательные, а Пугачёва остаётся одна – первая, лучшая, всегда. Как-то Виктория Токарева ответила на вопрос о всегдашности Пугачёвой: «А потому, что она лучше всех поёт».

Я люблю оперу, академическую музыку. Но так же люблю (с детства) Аллу Пугачёву (хотя теперь слушаю её очень-очень редко). Комплекс не испытываю, но некоторое неудобство от того, что Пугачёва – в моих музыкальных вкусах, было. Вот слушаю, например, Михаила Казиника, а он, рассказывая о Бахе, возьми и упомяни Пугачёву в пренебрежительном ключе, как неискусство, как что-то примитивное и низкое. Потом другой раз. Потом третий. Можно списать на Антона Ивановича, который сердится.* (Интересно, как он относится к Эдит Пиаф, джазу, блюзу, песне? Наверняка, положительно. Он не Антон Иванович.) Всегда хотелось узнать отношение «высоких» музыкальных критиков к Пугачёвой. Хотя бы вскользь. Положительные, даже восторженные, мнения театральных режиссёров, артистов слышать доводилось, но серьёзных слов от музыкантов-академистов не было (впрочем, как-то Галина Вишневская отозвалась положительно.) Ну, да ладно, я своё мнение знаю, уверен в своей правоте, и остальное не так важно. Но тут на пресс-конференции в 2009 году, где Пугачёва объявляла об уходе со сцены, вижу за одним с ней столом Павла Токарева – знатока оперного вокала, ведущего радиопередачи  «Оперный клуб», представлявшего выпущенный им альбом с фотографиями Пугачёвой. Наверное, это что-то значит.

Алла Пугачёва и Павел Токарев

 

 

 

 

 

В опере легко сравнивать, т.к. певцы поют одно и то же. Музыкальные критики любят это делать, ставя записи одной арии в разных исполнениях. Слушая Каллас в таком порядке, всегда возникает ощущение, будто музыка проявляется в своём истинном виде, будто после черновика, наброска, слышишь  окончательный вариант во всём композиторском замысле. То же с Пугачёвой.

Трудно подобрать одинаковое в жанре популярной музыки, где репертуар индивидуален, но две таких песни я нашёл. Поют замечательные певицы.

«Вспоминай меня»  (В. Добрынин – В. Тушнова), С. Ротару, А. Пугачёва


Может быть, вокально у Пугачёвой есть неточности. София Ротару поёт идеально, но, извините, будто отработала номер и ушла. Кажется, будто не понимает о чём поёт.

Вспомнилось кстати. Когда Альфреда Шнитке спросили, почему он выбрал Аллу Пугачёву на роль Мефистофеля (кантата «История доктора Иоганна Фауста»), он ответил: «Она единственная понимает, о чём поёт». К сожалению, после нескольких репетиций (главный дирижёр Большого театра Геннадий Рождественский, на самом деле и посоветовавший Шнитке Пугачёву, говорил: «она была в этой роли исключительно хороша»), спектакль запретили.** А потом, когда разрешили, сама Пугачёва отказалась. Вероятно, диапазона голоса не хватило в то время. Сама Пугачёва неоднократно подчёркивала, что она ни в коем случае не вокалистка. Конечно, это не так. Её голос – один из лучших, если не лучший, в женском эстрадном вокале. В эстрадном пении другие требования к вокалу, чем в академическом пении, тем не менее её голос и техническое владение им органичны общей художественной задаче. И здесь становится видна вторая параллель с Марией Каллас, которую также многократно наделяли сугубо драматическим талантом, критикуя (совершенно несправедливо!) вокал, выискивая недостатки.

«Эти летние дожди» (М. Минков – С. Кирсанов), Ж. Рождественская, А. Пугачёва


Сама песня до того хороша, что любое её неплохое исполнение, казалось бы, не играет никакой роли – музыка работает сама.  Но всё же пугачёвское исполнение любой песни - словно это она говорит от своего имени,  будто она лично создаёт эту музыку – вот сейчас, сию секунду. Это признак большого артиста, музыканта.  

Становится понятным, почему композиторы стремились отдать свои песни именно Пугачёвой.

Алла Пугачёва записала несколько вариантов этой песни (вышеприведённый вариант – с оркестром под управлением П. Овсянникова).

Другой вариант - Слушать обязательно!

Все варианты (Концерт одной песни)

————————–

* Антон Иванович сердится – художественный фильм
** «Композитор Альфред Шнитке». Валентина Холопова

См. также: Алла Пугачёва за кадром, Алла Пугачёва и ансамбль «Москвичи», Как Алла Пугачёва растила поклонников, Композитор Пугачёва

Комментарии

Комментарий от Atonica
Time 27 апреля, 2011 at 22:18

Пугачёва испохабила русскую эстраду пугачевщиной.

Комментарий от admin
Time 28 апреля, 2011 at 19:05

Для Atonica

Хорошо, что Вы это написали :) Потому что мне хотелось выше сказать о Шаляпине, но не стал, чтобы слишком не распространяться. Теперь есть повод.

Пугачёву я ставлю не только рядом с Каллас, но и с великим Фёдором Шаляпиным. (Шаляпин и Каллас – великие имена, часто упоминаемые вместе.)
Есть такое явление, которое возникло после Шаляпина – шаляпинщина. Когда стали подражать великому Шаляпину, то получалась пародия, безвскусие – шаляпинщина. То, что у него было к месту, со знанием дела, у других стало выглядеть расхлябанностью, неаккуратностью, пренебрежением точностью. Абсолютно то же самое с Пугачёвой. Скопировать – нельзя, можно плохо спародировать. Наоборот, это лишний раз доказывает неординарность такого явления как Пугачёва. Серости не будут стараться подражать, она не оставит никакого следа.

Комментарий от проходящая мимо
Time 11 июня, 2011 at 20:27

Спасибо Вам! Спасибо за каждое слово! Я устала от мусора летящего в адрес этой женщины.
Дай Бог ей здоровья и счастья!

Комментарий от Я
Time 11 июня, 2011 at 21:28

+100!

Комментарий от Жанна
Time 12 марта, 2012 at 21:04

Аллу Борисовну очень люблю и уважаю. Невозможно не не любить ее голос…. а ее личная жизнь ваще никого не должна касаться. Никому не нравится,когда лезут к нему в душу.

Комментарий от Лёка
Time 30 августа, 2013 at 20:33

Вообще-то, Шнитке представлял Мефистофеля как воплощение пошлости и именно поэтому выбрал Пугачеву, а не потому что последняя понятлива или умна

Оставьте свой комментарий





Rambler's Top100