Поиск по сайту

Последние записи

Ссылки

Марксизм и патриотизм

Профессор Михаил Попов, отвечая на мой вопрос, сказал, что патриотизм не противоречит марксизму. Я с ним совершенно не согласен. И ссылка на «Национальную гордость великороссов» Ленина ничего не доказывает. По моему, уважаемый Михаил Васильевич не до конца продумал этот вопрос.
Патриотизм не есть просто любовь к родине – берёзкам, родной истории, культуре. Патриотизм подразумевает не просто участок земли, где человек родился и рос, и даже не страну (отечество, Родину), но – государство. От государства никуда не скроешься, не сделаешь вид, что его  нет, пока мы живём в классовом обществе.
С учётом того, что в любом государстве власть принадлежит экономически господствующему классу, то, как минимум, странным будет выглядеть любовь, например, к своим угнетателям.
Патриотизм насаждается правящим классом для того, чтобы народ под маской любви к родине защищал эксплуататоров и существующие порядки. Буржуазия выдаёт свои класовые интересы за интересы всей нации, используя патриотизм.
Лев Толстой: «Патриотизм, в самом простом, ясном и несомненном значении своем, есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так оно и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм. Патриотизм есть рабство» (Л. Н. Толстой «Христианство и патриотизм», ПСС, т. 39. Полезно также прочитать статью «Патриотизм или мир?», ПСС, т. 90)
Маркс и Энгельс писали в «Манифесте коммунистической партии», что у пролетариев нет отечества (»Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» – это пролетарский интернационализм, но не патриотизм).
Можно понять и принять патриотизм, если это патриотизм по отношению к социалистическому государству в окружении капиталистических. Ленин писал о «защите отечества», особо подчёркивая социалистический его характер. То же писал и говорил Сталин.
Ленин: «Мы оборонцы с 25 октября 1917 г. Мы за «защиту отечества», но та отечественная война, к которой мы идем, является войной за социалистическое отечество, за социализм, как отечество, за Советскую республику, как отряд всемирной армии социализма» (Ленин В.И. Сочинения, четвертое издание. т. 27, с. 136-137).
Сталин: «В прошлом у нас не было и не могло быть отечества. Но теперь, когда мы свергли капитализм, а власть у нас, у народа, – у нас есть отечество и мы будем отстаивать его независимость». (Сталин И. Сочинения. т. 13. М., 1952, с.39).
Сталин: «Социалистический строй, порождённый Октябрьской революцией, дал нашему народу и нашей армии великую и непреоборимую силу.[...]
Сила советского патриотизма состоит в том, что он имеет своей основой не расовые или националистические предрассудки, а глубокую преданность и верность народа своей Советской Родине, братское содружество трудящихся всех наций нашей страны. В советском патриотизме гармонически сочетаются национальные традиции народов и общие жизненные интересы всех трудящихся Советского Союза». (Доклад Председателя Государственного Комитета Обороны на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями г. Москвы 6 ноября 1944 года. — И. В. Сталин «О Великой Отечественной войне Советского Союза (1941-1945гг)», 1947 г.)
Но просто «патриотизм» без указания, к какому государству он относится (а вдруг это государство фашистское?) – это нонсенс и, как следствие, влечёт безнравственность: империалистические войны, угнетение народов, деление людей на хороших и плохих лишь по территории проживания, подобно другим делениям по вненравственному признаку (цвету кожи, чистоте крови, национальности…). Или ты за диктатуру пролетариата, или за диктатуру буржуазии, и третьего не дано.  Пока мы живём в государстве диктатуры буржуазии, быть патриотом и пропагандировать патриотизм – это идти на поводу у капиталистов, участвуя в их разборках в качестве пушечного мяса. Не будь патриотизма – не было бы и войн. Должно быть понятно, что пролетарский интернационализм исключает войны, а патриотизм, наоборот, им способствует.
Нужно быть просто нравственным человеком, то есть за честность и справедливость. И тогда неизбежно придёшь к идее коммунизма и станешь патриотом социалистического отечества, а не каким-то абстрактным патриотом в вакууме.
Ещё напомню защитникам патриотизма слова Ленина: «Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов». (Три источника и три составных части марксизма — ПСС, 5-е изд., т. 23, с. 47.)
Профессор Михаил Попов, отвечая на мой вопрос, сказал, что патриотизм не противоречит марксизму. Я с ним совершенно не согласен. И ссылка на «Национальную гордость великороссов» Ленина ничего не доказывает. По моему, уважаемый Михаил Васильевич не до конца продумал этот вопрос.
Патриотизм не есть просто любовь к родине – берёзкам, родной истории, культуре. Патриотизм подразумевает не просто участок земли, где человек родился и рос, и даже не страну (отечество, Родину), но – государство. От государства никуда не скроешься, не сделаешь вид, что его  нет, пока мы живём в классовом обществе.
С учётом того, что в любом государстве власть принадлежит экономически господствующему классу, то, как минимум, странным будет выглядеть любовь, например, к своим угнетателям.
Патриотизм насаждается правящим классом для того, чтобы народ под маской любви к родине защищал эксплуататоров и существующие порядки. Буржуазия выдаёт свои класовые интересы за интересы всей нации, используя патриотизм.
Лев Толстой: «Патриотизм, в самом простом, ясном и несомненном значении своем, есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так оно и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм. Патриотизм есть рабство» (Л. Н. Толстой «Христианство и патриотизм», ПСС, т. 39. Полезно также прочитать статью «Патриотизм или мир?», ПСС, т. 90)
Маркс и Энгельс писали в «Манифесте коммунистической партии», что у пролетариев нет отечества (»Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» – это пролетарский интернационализм, но не патриотизм).
Можно понять и принять патриотизм, если это патриотизм по отношению к социалистическому государству в окружении капиталистических. Ленин писал о «защите отечества», особо подчёркивая социалистический его характер. То же писал и говорил Сталин.
Ленин: «Мы оборонцы с 25 октября 1917 г. Мы за «защиту отечества», но та отечественная война, к которой мы идем, является войной за социалистическое отечество, за социализм, как отечество, за Советскую республику, как отряд всемирной армии социализма» (Ленин В.И. Сочинения, четвертое издание. т. 27, с. 136-137).
Сталин: «В прошлом у нас не было и не могло быть отечества. Но теперь, когда мы свергли капитализм, а власть у нас, у народа, – у нас есть отечество и мы будем отстаивать его независимость». (Сталин И. Сочинения. т. 13. М., 1952, с.39).
Сталин: «Социалистический строй, порождённый Октябрьской революцией, дал нашему народу и нашей армии великую и непреоборимую силу.[...] Сила советского патриотизма состоит в том, что он имеет своей основой не расовые или националистические предрассудки, а глубокую преданность и верность народа своей Советской Родине, братское содружество трудящихся всех наций нашей страны. В советском патриотизме гармонически сочетаются национальные традиции народов и общие жизненные интересы всех трудящихся Советского Союза». (Доклад Председателя Государственного Комитета Обороны на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями г. Москвы 6 ноября 1944 года. — И. В. Сталин «О Великой Отечественной войне Советского Союза (1941-1945гг)», 1947 г.)
Но просто «патриотизм» без указания, к какому государству он относится (а вдруг это государство фашистское?) – это нонсенс и, как следствие, влечёт безнравственность: империалистические войны, угнетение народов, деление людей на хороших и плохих лишь по территории проживания, подобно другим делениям по вненравственному признаку (цвету кожи, чистоте крови, национальности…). Или ты за диктатуру пролетариата, или за диктатуру буржуазии, и третьего не дано.  Пока мы живём в государстве диктатуры буржуазии, быть патриотом и пропагандировать патриотизм – это идти на поводу у капиталистов, участвуя в их разборках в качестве пушечного мяса. Не будь патриотизма – не было бы и войн. Должно быть понятно, что пролетарский интернационализм исключает войны, а патриотизм, наоборот, им способствует.
Нужно быть просто нравственным человеком, то есть за честность и справедливость. И тогда неизбежно придёшь к идее коммунизма и станешь патриотом социалистического отечества, а не каким-то абстрактным патриотом в вакууме.
Вспоминая себя, поющего в школьном хоре «И Ленин такой молодой и юный октябрь впереди» и другие песни о советской Родине, могу сказать, что моя проникнутость патриотическими чувствами в то время объяснялась именно тем (и я это тогда хорошо осознавал), что государство, в котором я живу, — социалистическое, строящее самое справедливое общество на земле. Не слепая любовь к стране рождала мой патриотизм, а идея справедливости. Патриотизм же без основания — это обычный животный шовинизм, негодяйство или тупость. Для марксиста, коммуниста может быть только социалистический, пролетарский патриотизм. Причём, автоматически патриотизм исчезает, как только весь мир становится коммунистическим.
Ещё напомню защитникам патриотизма слова Ленина: «Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов». (Три источника и три составных части марксизма — ПСС, 5-е изд., т. 23, с. 47.)

Оставьте свой комментарий





Rambler's Top100