Поиск по сайту

Последние записи

Ссылки

Об одной невыполнимой и ненужной задаче в области образования

















На первом заседании Общественного совета при Министерстве образования и науки (30.08.2012) Алексей Алексеевич Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» и член данного совета, призвал повышать качество образования – чтобы 82 процента сегодняшних выпускников школ, поступивших в вузы, равнялись двадцати семи процентам выпускников, поступавших в вузы в советские время.

Это невыполнимая задача. Невыполнимая в принципе, как построение вечного двигателя или вытаскивание себя за волосы из болота.

Не все могут учиться – в силу своих способностей и талантов (точнее, их отсутствия). 82 процента обучающихся в вузах – это слишком много. Любой учитель знает, что не каждый ученик способен усвоить на тройку даже программу основной школы (9 классов). Обучать их в вузах, пытаясь подготовить классных специалистов, – заранее обречённая на провал затея.
Нет, конечно, все 100% сегодняшних выпускников можно принять в вузы и всем дать липовые дипломы, но такой ли результат нам нужен?

По этой причине и всеобщее обязательное среднее образование (не говоря уже о всеобщем высшем) является глупой идеей. Продолжать учить всех подряд – это неизбежное снижение качества образования и, соответственно, его престижа. Да и не нужно современному обществу и современной экономике столько высокообразованных людей – кто-то должен мести улицы, варить щи, крутить баранку. Итак: 1) не каждого кретина и дебила физически возможно выучить; 2) нет необходимости для экономики такого количества аттестатов и дипломов; 3) нецелесообразная трата денег, времени, ресурсов на ненужное и заведомо халтурное образование.

Обратимся теперь к двум новейшим концептам: 1) образование – сфера услуг, 2) образование – отрасль коммерции.

Представление об образовании как сфере услуг является неприродосообразным, т.е. антиприродным, не адекватным сути образовательного процесса. Получить образование не есть то же самое, что получить из прачечной бельё, сделать в парикмахерской причёску, поужинать в ресторане, вылечить зуб, пройти сеанс массажа.

Образовательный процесс – это двусторонняя деятельность, где главная роль принадлежит «клиенту», «получающему» образование. Получить образование – это большой, напряжённый, длительный труд. Известны слова Евклида, обращённые к египетскому царю Птолемею, изъявившему желание легко (он же царь!) научиться геометрии: «Царской дороги в геометрии нет!» То, что учитель оказывает определённую услугу человеку, желающему получить образование, не относит образование автоматически к сфере услуг, уравнивая его с химчисткой.

Предоставление услуг может быть бесплатным для потребителя, но в последние годы происходит коммерциализация образования – переход к образованию за деньги, что также в общем случае является неприродосообразным. Любая коммерция стремится к расширению рынков сбыта, привлечению как можно большего количества покупателей, клиентов. Это автоматически влечёт 100-200-300- процентный охват образованием всего населения – годного и негодного к строевой к обучению, с любыми баллами за ЕГЭ, с любыми способностями к обучению, по любым (в том числе ненужным) специальностям.

Если у человека мало на голове волос, то он не будет в парикмахерской накручивать кудри – слишком заметно  для всех. Но если у человека в голове не хватает, то это не так заметно, не бросается в глаза, потому дипломированные неучи сейчас совсем не редкость. Из плохого материала не сделаешь хорошую вещь. Человек в процессе получения образования – это не просто клиент, а материал и работник.

Особо отметим, что образование, по большому счёту, человек получает не для себя  (для себя ты можешь есть в ресторане, учиться на курсах игры на гитаре), а для общества. Общество даёт человеку образование, чтобы потом использовать его квалифицированный труд.  Тысячи никому не нужных «специалистов», купивших услугу (диплом), а потом торгующих на рынке – выброшенные на ветер деньги. Рыночное саморегулирование в образовательной сфере работает чрезвычайно плохо, с огромной задержкой (если вообще работает; образование сфера очень традиционная и инертная). Общество в лице государства обязано здесь регулировать (иначе зачем нужны правительство, министерство образования). Образование – это особая сфера, не относящаяся прямо ни к сфере услуг, ни к коммерции, потому отдавать её на откуп рыночному саморегулированию совершенно не правильно.

Комментарии

Комментарий от Анна
Time 26 сентября, 2012 at 12:01

Согласна! В моём классе было больше половины учеников-придурков, которые в силу своих умственных способностей не могли усвоить даже школьный курс обучения, куда там уж говорить об университетском курсе. Похоже этот дурак – Венедиктов сам из таких слабоумных бывших учеников, у которого ума мало, а амбиций много. Такой закон только навредит стране, ведь будут липовые дипломы и соответственно липовые специалисты.

Комментарий от admin
Time 26 сентября, 2012 at 15:53

Ну, Венедиктов не дурак. Просто есть стереотипы, которые прочно засели в мозгах. Всех можно всему научить – такой стереотип. Кроме того, люди часто судят только по своему личному опыту, думая что у всех так же (обучение в школе с углубленным обучением, когда вокруг одни умные, высококультурный круг повседневного общения – писательская или научная среда).
Известно, что если до 5 лет ребёнок провёл не в среде общения людей (Маугли), то он так никогда и не научится говорить. То же самое с любым другим обучением. Если до 1 класса в ребёнка не заложили какие-то нужные матрицы – потом ничего не изменишь, а будешь развивать только то, что есть. Для каждого чувства, когнитивной способности есть свой сензитивный период – время оптимального закладывания, формирования и развития.

Оставьте свой комментарий





Rambler's Top100