Поиск по сайту

Последние записи

Ссылки

Остановить преподавание «Основ религиозных культур и светской этики»!

С 1 сентября 2012 года предмет «Основы религиозных культур и светской этики» включен в обязательную часть образовательной программы 4 класса в объеме 34 часа. Об этом на пресс-конференции в Москве 22 марта 2012 года сообщила глава департамента общего образования Елена Низиенко. Было также сказано, что в дальнейшем предмет будет преподаваться и в старших классах.
Считаю, что Министерство образования и науки не просто проявляет ужасающий непрофессионализм, а совершает преступление, которое ещё не поздно остановить. Педагогическое сообщество и родители должны сказать своё веское протестное слово, отказаться преподавать этот курс в его существующем виде и не пускать своих детей на уроки «Основ религиозных культур и светской этики». Другого пути не вижу (если, конечно, министерство само не одумается).

Напомню историю.
После разрушения Советского Союза и создания новой демократической России в обществе появилась осознанная потребность в приобщении к мировым культурным ценностям. Каждый культурный человек должен знать о религиях мира, чтобы понимать мировую культуру, которая во многом имеет религиозную основу. В школах стала преподаваться «Мировая художественная культура» (10-11 классы), в вузах «Научный атеизм» был заменен «Историей религий», в школьных программах по истории, литературе, музыке, изобразительному искусству появились религиозные темы.
Одновременно Русская Православная Церковь стала стремиться в школу, настойчиво предлагая ввести ОПК – Основы православной культуры, писались программы, учебники… но всё это отвергалось Министерством образования, как не соответствующее светскости (в учебниках и программах был явный миссионерский, религиозно-нравоучительный уклон) и многоконфессиональности государства.
Возникла идея о преподавании не только ОПК, но и курсов, посвящённых другим традиционным религиозным культурам (иудейской, исламской, буддийской…) Дискуссии шли и шли много лет. Основное возражение огромного количества специалистов культурологов было в том, что культура едина и многообразна, а современная культура и вовсе почти безрелигиозна, и не нужно выделять в ней особо религиозную культуру (с подробным изучением), т.к. это неизбежно сведётся к религиозной пропаганде, нарушению светскости образования (анализ предлагаемых учебников о том говорит. См., например, заключения учёных Института философии РАН: http://iph.ras.ru/page52623242.htm, http://iph.ras.ru/s_0.htm)
После отбрасывания коммунистической идеологии и победы новых ценностей индивидуализма, личного успеха, конкурентоспособности, прав человека и свободы нравственность всего общества и подрастающего поколения стала резко снижаться. Несмотря на то, что Церковь как никогда ранее в советские годы не имела такой свободы и влияния, она, тем не менее, причину потери нравственных устоев объяснила отходом от религии. В обществе стало популярным словосочетание «духовно-нравственное воспитание», которое однозначно стало связываться с религией.
Всё довершило вступление на должность Президента страны Дмитрия Анатольевича Медведева. Как хорошо известно, в нашей стране все (даже самые нелепые) решения, идущие сверху, безропотно и молниеносно голосуются «за» и начинают реализовываться нижележащими подхалимами. Супруга Президента Светлана Медведева сыграла, может быть, решающую роль в введении религиозного воспитания в школы. Как известно, она «серьёзно» верующая, находится в постоянном контакте с Патриархом Кириллом, возглавляет попечительский совет «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России», созданный в 2007 году по благословению Алексия II.
«Основой разработки и введения в в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г.»
Была определена структура курса «Основы религиозных культур и светской этики», написана примерная программа (http://mon.gov.ru/press/reliz/6463/)
Кстати, слова из вышеназванной пресс-конференции Елены Низиенко: «К началу апробации только 40% родителей поддержали введение этого курса…». То есть никакого социального заказа и запроса на введение курса не было.
В 19 регионах страны (потом расширили до 21) начался «эксперимент» по преподаванию курса «Основы религиозных культур и светской этики», который теперь признан успешным. «Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).» (http://mon.gov.ru/press/reliz/6463/)

Аргументы против ОРКСЭ.
1) В статье 2 закона «Об образовании» провозглашается «…светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.» Использование выражения «светский ХАРАКТЕР образования» позволяет предположить не просто формальную светскость, т.е. неподотчётность школ церковным органам и отсутствие подготовки в них служителей культа, а принципиальное свойство школьных программ и воспитательных концепций не содержать религиозную основу. Не существует никаких научно-педагогических работ, доказывающих необходимость религиозной основы для воспитания школьников, поэтому сегодняшняя затея с ОРКСЭ – безграмотная самодеятельность. Религия, как важное общественное, философское, культурное явление, существует, и поэтому образование не может оставить религию в стороне, как не существующую. Но это должно быть только культурологическое знакомство (или более глубокое факультативное изучение), но не целевое формирование религиозного мировоззрения. Школе, как светскому учреждению, не должно быть никакого дела до личной религиозной веры ученика. Разделение детей по исповеданию той или иной религиозной веры или безверию – уже нарушение светского характера образования. Возможно (и это говорят специалисты) только изучение всеми основ мировых религий – лишь тогда курс будет носить культурологический светский характер. Иначе никакой культурологической цели курс не выполняет: православные не будут знать ничего про ислам, иудеи про православие, выбравшие светскую этику ничего не будут знать ни про какую религию. (Нелогично лишним выглядит модуль «Основы светской этики» среди религиозно-культурологических (якобы) модулей. Кстати, Общественный совет при МинОбрНауки РФ рекомендовал во всех модулях выделить несколько часов на изучение «Основ мировых религиозных культур», как бы компенсируя ошибочность всей структуры курса из 6 модулей). Итак, курс «Основы религиозных культур и светской этики» нарушает светский характер образования.
2) Нарушается также принцип свободы совести. В статье 5 федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 говорится о том, что «Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии». В данном же курсе предполагается обязательный выбор одного из шести модулей, что по сути есть принуждение к открытию своей личной веры. Слова о том, что не обязательно выбирать по вере – отговорка, т.к. по факту именно это и происходит.
3) Нарушаются педагогико-психологические законы формирования мировоззрения человека. Мировоззрение всегда индивидуально, оно всегда личное дело человека. Конституция гарантирует человеку свободный выбор убеждений. К такому выбору человек должен прийти сам на основе опыта, знаний, имея выбор (не во младенческом возрасте и не в 4 классе). Сейчас происходит насилие над детьми, нарушаются права ребёнка. Четвероклассника заставляют выбрать религию или безрелигиозность, НЕ ДАВ ЕМУ этот выбор. Он ещё не имеет знаний о разных религиях, не знает что такое светская этика и что такое религиоведение, он не имеет жизненного опыта, принимает догматы взрослых некритически. За него этот выбор сделают взрослые, превратив в мировоззренческого калеку. Это преступление! Мировоззрение и религию не выбирают как на рынке! В школе нужно давать базу – научную, культурную, а мировоззрение формируется само.
4) По вышесказанному понятно, что курс не носит культурологический характер. Его цель (если отбросить обоснованные обвинения в миссионерстве, религиозной пропаганде) нравоучительная, что не скрывается (так называемое «духовно-нравственное» воспитание). И тут приходим к вопросу: Почему для нравственного воспитания призвали на помощь религию? По какому праву? Школа же светская! Нравственность, как основа взаимоотношений ВСЕХ людей в едином обществе, не имеет ни религиозной, ни национальной, ни культурной окраски, потому что нравственность – это для ЛЮБЫХ двух взаимодействующих человек, она одна на всех. Нравственные ценности, если разобраться, одни во всех религиях (отличия относятся не к нравственности, а к привычкам, традициям, которые включаются в этические нормы того или иного закрытого до поры до времени общества). Совсем не обязательно обращаться к ветхим религиозным догмам (если обязательно – докажите, продемонстрируйте научные работы по педагогике), тем более что государство у нас светское. Тем более, что нравственным должен быть любой человек – и верующий, и атеист, и агностик. Нравственность по своему смыслу (вспомните золотое правило нравственности) предполагает равенство всех людей, т.е. ПРОТИВОРЕЧИТ разделению людей по религиозному признаку, акцентированию внимания на разнице – так можно только воспитывать нетерпимость, вражду, что мы и видим: где разные религии, там обязательно конфликты. Где меньше обращают внимания на религию (оставляя это личным делом человека), там больше терпимости и уважения друг к другу. Это исторический факт!
Курс ОРКСЭ не только не выполняет функции воспитания толерантности, взаимного уважения, а наоборот! Он акцентирует внимание детей на том, что все люди разные, имеют свои ценности, педалирует вновь и вновь тему разницы, различий, особенностей, отличий…. Так можно воспитать только нетерпимость. Современный мир совсем другой, чем был когда-то раньше – с открытыми границами, свободным перемещением и перемешиванием людей и культур, необходимостью выработки основных – одинаковых для всех – правил общежития. Моцарт, Чайковский, сказки Тысячи и одной ночи… принадлежат всему миру, стали общими культурными ценностями. Все люди разные – очевидно, и акцентировать внимание на этом нельзя. Нужно говорить о том, что все мы одинаковые по своей человеческой сути, т.е. РАВНЫЕ друг другу. Другой человек (несмотря на всю разницу) – такой же как ты. Вот что надо! А нам что предлагают? Разделяют детей на 6 модулей. Нужен один модуль – основы всех религий, тогда только будет выполняться культурологическая задача сообщения знаний о религиях, их роли в становлении культуры человечества, обогащая тем самым человека (чем больше знаешь, тем больше любишь). Но этот модуль, конечно же, не для четвероклассников. Основы религий должны изучаться уже в существующих курсах обществоведческих и культурологических школьных предметов.
Нужно бить в набат и останавливать преподавание в школах обязательного курса «Основы религиозных культур и светской этики»! Понимаю, что это может показаться невозможной для решения задачей, т.к. слишком большая машина уже раскручена: написаны программы и учебники, проведён эксперимент, во всеуслышание объявленный «успешным», изданы указы, приказы, распоряжения, проведены заседания коллегий ведомств, пресс-конференции, тысячи учителей прошли и проходят обучение, всё вертится и крутится, никто не хочет признаваться в своей неправоте…
Но я верю, что правда и разум победят.

См. также: Обращение к учителям

Комментарии

Комментарий от admin
Time 11 июля, 2012 at 15:01

Обсуждение здесь: http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=10213

Комментарий от Я
Time 29 августа, 2012 at 09:32

Подписываюсь. Гнать попов из школ.

Оставьте свой комментарий





Rambler's Top100