Поиск по сайту

Последние записи

Ссылки

Природосообразность

Спорить с Природой — напрасное дело
(Я. А. Коменский. Великая дидактика, гл. XXIII).

Эшер

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вся практическая деятельность человека есть взаимодействие с окружающей реальностью: человек действует на мир и сам подвергается действию. Результат практики человека тем эффективнее (с точки зрения достижения полагаемых целей), чем более адекватно он воспринимает окружающий мир. Именно для этого  человеку даны глаза, уши, мозг. Именно с этой целью он занимается наукой, стремясь более полно и глубоко познать свойства и законы природы (дополнив органы чувств микроскопом и телескопом, спектрографом, хроматографом, часами, весами, термометром, эхолокатором, лазерным дальномером и прочими приборами и приспособлениями, расширяющими познавательные возможности).

Если в чём-то деятельность человека будет идти не в согласии с объективными свойствами (законами) природы, то результат получится отрицательный. Человек будет строить вечный двигатель, который не будет работать. А мост, каким бы красивым его ни нарисовать, разрушится, если не учитывать законы механики и сопромат. Самолёт не полетит, пароход не поплывёт, паровоз не поедет.

Итак, практическая деятельность человека должна быть природосообразной. Человек должен следовать законам природы, а не природа подчиняться придумкам человека о ней.

Всё это хорошо понятно, когда мы говорим о физике, математике, химии, биологии, медицине… – о «простых» естественных науках и их применениях. Когда же мы вступаем в область наук о человеке и обществе, то здесь дело обстоит не так гладко (а на мой взгляд – плохо). И дело не только в том, что общественные науки более сложные, и потому человек вынужден в отсутствие точных известных законов пользоваться умозрительными представлениями, интуицией, традициями, привычками, верой. Дело ещё в том, что правила, по которым живут в обществе люди, многими считаются произвольными, зависящими от свободной воли человека: Камень строго подчиняется закону всемирного тяготения и падает по известным кинематическим уравнениям, а человек, вроде как, волен САМ придумывать свои собственные правила (а потом экономика в кризисе, теракты, войны, гуманитарные катастрофы).

Ян Амос КоменскийУчителя хорошо знают принцип природосообразности, сформулированный чешским педагогом Яном Амосом Коменским (17 в.): обучение и воспитание детей должно строиться в соответствии с природой ребёнка, его возрастными особенностями восприятия, развития. Первокласснику не читают двухчасовых лекций, например, потому что есть временной предел концентрации внимания на словах. И т.д.
Хороший учитель тот, который учит природосообразно. У него ученик легко понимает, легко запоминает, легко научается. Такой учитель учит «как оно есть», как он сам понимает и знает, т.е. в полном смысле слова является учителем, а не транслятором чужих искусственно придуманных схем.

Помню, как в детстве мама учила меня ездить на велосипеде: «Нужно держать равновесие. Когда падаешь направо, то поворачивай руль влево. Когда падаешь налево, поворачивай руль вправо.» Совершенно неадекватно действительной езде! Вместо того, чтобы просто ехать и не заботиться о равновесии, которое поддерживается само по закону сохранения момента импульса, я падал то направо, то налево.

Принцип природосообразности ещё называют разумным смыслом: любое действие, понятие, правило, человеческий закон, инструкция должны быть обоснованы, сообразны действительным задачам.

Когда правило внутреннего распорядка некоей фирмы гласит, что получение рабочей обуви и одежды только по средам (см. Люди-константы), то обоснования этому нет. Сколько я ни спрашивал, кроме «такой порядок» мне ничего ответить не могли. Звёзды на небе что-ли не так в другие дни расположены? Или кладовщица сильно загружена по другим дням? Нет. Причина такой инструкции только одна: «для порядку» – она никак не соотносится с реальной задачей поддержания техники безопасности рабочих и выполнения главной задачи - качественной уборки муниципальной территории. К этому относятся и различные ненужные, или, как поправил Медведев, «вредные» бюрократические бумажки, отнимающие время, силы, деньги, нервы.

Природосообразность, т.е. соответствие и следование практики человека объективным законам природы, ещё называют научностью. Что ненаучно – то халтура, афера, шарлатанство, обман. Альтернативы нет.  Дескриптивная часть (т.е. описание, аналитика, исследование) должна предшествовать нормативной (предписывание, конструирование, практика) – бесспорный методологический принцип.

По сути, всё, что я писал и пишу на блоге, так или иначе представляет собой выявление неприродосообразностей (несуразностей), типа «Пойди туда – не знаю куда».

(См. Права человекаЧто лучше, Кризис в головах, Отменить пенсии и др.)

Бесконечные шарахания из стороны в сторону в попытках что-то исправить, улучшить, усовершенствовать будут шарлатанскими и безрезультатными, пока не обратятся к единственно верному – природосообразности. Искусственные, недоказанные принципы, распространяемые безосновательно на широкие области человеческой деятельности, работать не будут, как не работают природные законы вне границ своей применимости. Грубо говоря, стремясь обмануть природу, человек обманывает себя.

Оставьте свой комментарий





Rambler's Top100