Поиск по сайту

Последние записи

Ссылки

Разъясняю Путина: О кризисе либеральной идеи

В интервью газете The Financial Times В.В. Путин сказал, что «современная так называемая либеральная идея [...] себя просто изжила окончательно».

Одни кинулись критиковать (или хвалить) Путина за его «правость» (… консерватизм, приверженность традиционным ценностям), другие же — видят в его словах «левость» (… стремление всё изменить, нарушить существующий порядок вещей).

А что же на самом деле?

Я не собираюсь выяснять, что имел в виду лично Путин. Его слова были произнесены не в обстоятельном докладе под названием «О современном кризисе либеральных идей», а по ходу дела в интервью, где не было ни времени, ни, по всей видимости, желания раскрыть смысл сказанного полностью и исчерпывающе. Может быть, и сам Путин не до конца понимает о чём говорит. Потому и у слушателей разные трактовки сказанного президентом, каждый додумывает то, что Путин не произнёс.

Я хочу разобраться с либерализмом: Что он такое и в чём состоит его кризис, если он есть.

Либерализм в узком смысле — это идеология буржуазии; в ней главной ценностью является свобода. И вот тут нам нужно рассмотреть исторически возникновение буржуазной идеи либерализма: Почему возникла идея свободы, с какой целью? свобода от чего? ради чего? Материалистическим ответом (рассматривая экономические причины) будет: Ради достижения некой цели (буржуазной) — возможности эксплуатации (буржуй эксплуатирует чужой труд, т. е. осуществляет неравноценный обмен). Это неразрывно с правом на власть. Прежний строй не позволял этого всем, а только тем, кто имел на это право по рождению. Либерализм же даёт такое право любому. Вот такая свобода. Вот для чего был придуман либерализм. Свобода стать эксплуататором (одновременно — стать властью).
Так называемые свобода слова, свобода мнений, передвижений и пр. — это побочное, сопутствующее, и вместе с тем основное, имеющее корень в стремлении преодолеть отчуждение человека (прежде всего, невозможность человеку быть человеком — из-за угнетающего давления внешних обстоятельств, от которых стремятся избавиться), поэтому принадлежащее не только капитализму, но представляющее общий вектор развития общества — движения к коммунизму.

Мышление неразвитого человека склонно к инерции, отходу от диалектики, что ведёт к впадению в крайности. Идея свободы превращается в идею абсолютной свободы, свободы как самоцели. Но мы должны понимать, что свобода без каких-либо ограничений вредна, т. к. перестаёт служить той цели, для которой она является средством. Путин: «Убивай, грабь, насилуй — тебе ничего, потому что ты мигрант, надо защищать твои права». Ограничения всегда должны быть. Полная свобода — чушь.
Методологически свобода (плюрализм мнений) нужна лишь как средство в поиске истины: чем больше мнений, гипотез, предложений, тем скорее мы найдём правильный ответ (одна голова хорошо…). НО сама по себе свобода мнений не является самоцелью и, тем более, не все мнения являются равноправными и одинаково верными (дважды два четыре, дважды для пять и т. д.). После того, как получен правильный ответ, все неправильные отбрасываются.
В сегодняшнем реальном либерализме есть методологическая ошибка принятия всех мнений за равноправные. Уважение к человеку, высказывающему другое мнение, и к праву его высказывать, ошибочно приравнивается к обязанности уважать другие мнения. Вместо отбрасывания ложного, ищутся «консенсусы» (дважды два равно четыре с половиной). Истина же всегда тоталитарна по своей природе, не может быть никакого равноправия идей. Если либерализм это отрицает, то получается беда с мультикультурализмом, терпимостью к антисоциальным явлениям, выдаваемым за особенности культуры и толерантность… Итак, либерализм как абсолютная свобода противоречит методологическому принципу единственности истины и диалектическому подходу к решению задач (то есть с учётом условий, обстоятельств, происходящих изменений, различению целей и средств, формы и содержания).
В либерализме абсолютистского толка кроется и внутреннее противоречие: принимая все мнения имеющими право на существование, либерализм одновременно отвергает идею антилиберальную, превращаясь в своей крайности в свою противоположность — насаждение либерализма силой, нетерпимость ко всякому другому представлению об общественном устройстве.

Итак, либерализм можно понимать в узком и широком смыслах. В узком — это идеология буржуазии. И в этом смысле либеральная идея себя исчерпала, переросла саму себя, потому что дальнейшее увеличение свобод ведёт к уничтожению власти капитала (в этом и состоит кризис либерализма, представляющий по сути кризис капитализма; на этапе перехода от предшествующей общественно-экономической формации к капитализму либерализм был полезен капитализму, теперь он становится угрозой его существованию). В широком же смысле, как преодоление отчуждения человека, обретение им настоящей свободы, либерализм жив как никогда.

Комментарии

Комментарий от admin
Time 28 августа, 2019 at 21:29

Если совсем коротко.

Идея свободы была лозунгом, инструментом класса капиталистов в борьбе за власть. После победы капитализма этот же самый инструмент обращается против них, потому что дальнейшая борьба за освобождение означает освобождение от гнёта капитала, построение бесклассового общества. («скачок человечества из царства необходимости в царство свободы» при социализме – Ф. Энгельс, «Анти-Дюринг»)
За так называемым «кризисом либеральной идеи» нужно видеть кризис капитализма. Либеральная идея становится несовместима с капитализмом и нет никаких способов её с капитализмом примирить.

Оставьте свой комментарий





Rambler's Top100