Поиск по сайту

Последние записи

Ссылки

О демократии

 - О! Святая мать Тереза к нам пожаловала! – Написал один человек, после моего комментария на сайте «ЭМ».

А я ответил, что писал и буду писать о нравственности, сто раз буду повторять одно и то же, пока не дойдёт, что нравственность – это не анахронизм, не отжившее понятие, не выдумка мечтателей и святых отцов, не что-то не относящееся к реальной жизни, а она есть объективная научная аксиома, основное правило жизни людей.

Если бы на земле жил один единственный человек, то не существовало бы понятия нравственности. Ни одно действие человека нельзя было бы назвать нравственным или безнравственным, моральным или аморальным – хоть ходи голым, хоть громко кричи, хоть лежи под пальмой и не работай. Нравственность возникает только при наличии и взаимодействии двух или более человек, а значит, сегодняшняя жизнь 6 миллиардов людей Земли на ней основана.*

Аксиомой жизни людей является принцип нравственности (»золотое правило нравственности»), известный с давних времён.

В.И. Даль.Сборник «Пословицы русского народа»,1861-62: «Чего в другом не любишь, того сам не делай!»
Нагорная проповедь 1 в. н. э.(Евангелие от Матфея). Иисус Христос: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…»
Древнекитайский мудрец Конфуций (VI до н.э.) (Кун Фу-цзы — учитель Кун). «Лунь-юй» («Беседы и суждения»): «Цзы-гун спросил: «Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?». Учитель ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе…».

Его легко формализовать: не причиняй зла окружающим, - легко и просто! Им надо всегда руководствоваться при решении вопросов взаимоотношения людей – и в политике, и в экономике, и в быту - тогда всё станет понятнее: кто прав, кто виноват, что делать и что не делать. (Вспомним слова Андрея Сахарова, который говорил о необходимости основываться в политике на нравственных принципах.)
Международные и межнациональные конфликты, войны, инфляция, проблема пенсий, рост цен на энергоносители, голод и т. д. – всё это из-за нарушения и несоблюдения принципа нравственности: люди обманывают, хитрят, насильничают, унижают, грабят, обирают, эксплуатируют, впаривают… только и всего.**

Я, например, убеждён, что главная причина инфляции – это не то, что перечислено в учебниках экономики, а несоблюдение нравственного принципа. В самом деле: инфляция есть всегда во всех экономиках, но ведь не может одновременно происходить рост цен на всё и постоянно! С чего бы это? Казалось бы, развитие энергосберегающих и высоких технологий, рост производительности труда должны приводить к увеличению производства и снижению цен, но этого почему-то не происходит. Инфляция от того, что люди не хотят жить честно, а хотят обмануть, схитрить, сделать, чтобы дважды два было пять. Государство хочет тратить больше, чем получает; люди хотят получать больше, чем работают.
Мы часто оперируем понятиями более высоких категорий (права человека, свобода, либерализм, патриотизм, державность, толерантность и т. д.), забывая обернуться назад к первой странице учебника и свериться с простой «аксиомой нравственности», и потому ошибаемся. (Математики не забывают «насовсем» аксиомы, не могут строить теоремы в полном отрыве от них – а математическое мышление есть образец и пример правильного мышления и рассуждения!) Например, демократию некоторые демократы считают огромной ценностью, идеалом, самоцелью, а ведь это всего лишь МЕХАНИЗМ. Как можно механизм провозглашать главной ценностью?! Ведь ценность не в «шашечках», а в «ехать», не во власти и способах её осуществления и принадлежности тем или другим людям, а в наиболее адекватном соответствии этого механизма государственного устройства начальной аксиоме нравственности. Вот и всё. Может быть, демократия адекватнее и лучше всех остальных государственных устройств обеспечивает соблюдение членами общества нравственного принципа, с большей вероятностью защищена от ошибок и сбоев, ведущих к нарушению нормального устойчивого развития общества. Но не сама демократия ценна, не механизм, не шашечки. Гитлер пришёл к власти в 1933 году в результате демократического механизма. В математике есть алгоритм «решето Эратосфена» для нахождения простых чисел, а есть «решето Аткина», но право же, глупо идеалом и ценностью провозглашать «решето того-то или сего-то автора», забывая о том, для чего оно существует – для нахождения всех простых чисел меньших данного числа. И вот, считая ценностью механизм, конструкцию, алгоритм, решето, ради него, – т. е. демократии – бомбят города, убивают людей!!!

Представим, что страной правит абсолютный монарх – умный, справедливый, талантливый менеджер – правит так, что экономика развивается, ВВП на душу населения растёт, преступность уменьшается, коррупции нет, продолжительность жизни увеличивается, образование качественно и доступно, медицина на высоком уровне, продолжительность рабочего дня сокращается, а количество выходных дней в неделю увеличивается, люди свободно и творчески трудятся и отдыхают и т. д. и т. п. Разве такая монархия плоха? Нет не плоха. Потому что она соблюдает основные ценности человека. Но, как практический механизм для построения общества она плоха тем, что вероятность найти такого Царя Соломона стремится к нулю. На деле будут ошибки, перегибы, сбои, и скорее всего начнут нарушаться права и свободы людей, экономика станет хиреть… авторитаризм, диктатура. Демократия же ценна тем, что её механизм лучше осуществляет взаимодействие народа и власти, он сложнее, там много нитей, рычагов и связей, он лучше гарантирует устойчивое развитие общества, соблюдение прав и свобод человека – не подчинённого власти раба, а её «формирователя» и участника. Да и в случае «ненудачного» правителя через 4 года другого изберут – тоже плюс. Но, повторюсь: никаких особых “демократических”, «либеральных», или даже  ”западных”, ценностей нет.***

_______________________________________________________________

* Человек с биологической точки зрения является животным. И конечно, можно было бы  строить схему жизни человечества на основе животной природы человека без всякой нравственности. Но, обозревая исторический путь развития человечества, мы видим уменьшение примативности человека, т. е. уменьшение животного начала в его поведении. Рабовладение было и ушло, смертная казнь была естественной – теперь считается недопустимой и т. д.

** Я к этому ещё вернусь не раз! Например: наличие платного высшего образования, пенсионная система и др. – где есть проблемы, там ищи нарушение нравственного принципа.

*** Ценности одни и те же во все времена. А все остальные мелочи являются просто традициями, укладами, предпочтениями и относятся к основным ценностям только по ошибке. Это отдельный разговор: что считается нравственным и безнравственным, плохим и хорошим. Здесь было бы важно, наверное, так же начать разговор о Боге и христианских ценностях, об относительности нравственных категорий в светском сознании и их абсолютности в религии, о животно-эгоистичных и конкурентных чувствах человека как факторе развития общества, о детском практическом правиле «кто первый начал», о проблеме пересечения интересов людей и толерантности… Но это слишком большой разговор. Может быть, потом. Частями. Может быть.

Комментарии

Комментарий от admin
Time 6 июля, 2008 at 08:34

Появляются темы о всемирном кризисе, его причинах.
У Толстого Л.Н.: «Если тебе плохо – ищи, где ты ошибся.»
И в данном случае надо обратиться в самое начало, к аксиомам. Если аксиомы неправильные, никогда из них не выведешь верного заключения, обязательно придёшь рано или поздно к противоречию, тупику, кризису.
О нарушении аксимы гравственности, как причине кризиса, мало что говорят. Я крупинки выцеживаю.

Три-четыре дня назад слушал передачу с участием Елены Драпеко. Гостья студии сказала, что защитила диссертацию. Вот её слова: А тема была – «Влияние морально-нравственных факторов на участников избирательного процесса». В общем, о том, что власть легитимна, то есть устойчива и признается населением не только потому, что она законна и избиралась по закону, но и должен быть элемент справедливости. Если население считает несправедливой власть и то, как элита власть получила, то власть крепка не будет. Об этом говорят все ученые, не только современные, но и древние. Вот я сделала исследование и попыталась доказать, что если власть несправедлива, то она и неустойчива.
Это есть ещё одно подтверждение того, что устойчивым не может быть то, в основе чего нарушение нравственных принципов – рано или поздно наступит противоречие, кризис. В экономике – тоже.
А вот статья из «Asia Times» (Гонконг): http://www.inosmi.ru/print/239295.html
Автор Чалмерс Джонсон (Chalmers Johnson), говоря об огромных военных расходах США, сказал: «Такие расходы не только морально неприличны, но и финансово неподъемны.» Он показывает, что современный кризис в американской экономике происходит от этого самого – военный продукт не является обычным экономиченским продуктом, вклад его в обычное производство и потребление почти нулевой. Это паразит.

Оставьте свой комментарий





Rambler's Top100