Поиск по сайту

Последние записи

Ссылки

Нравственность, как и истина, одна

«Существует ли коммунистическая нравственность? Конечно, да. Часто представляют дело таким образом, что у нас нет своей морали, и очень часто буржуазия обвиняет нас в том, что мы, коммунисты, отрицаем всякую мораль. Это – способ подменять понятия, бросать песок в глаза рабочим и крестьянам….

Для нас нравственность, взятая вне человеческого общества, не существует; это обман. Для нас нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата…Мы говорим: нравственность это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов. Коммунистическая нравственность это та, которая служит этой борьбе, которая объединяет трудящихся против всякой эксплуатации…» (Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. – Полн. собр. соч., т. 41, с. 309-313)

К сожалению, Ленин методологически не прав, говоря, что существует некая коммунистическая нравственность, противопоставляя её, видимо, нравственности буржуазной.

Нравственность или есть, или её нет, и третьего не дано. Коммунистическое учение как раз одним из своих постулатов имеет нравственность (к сожалению, в неявном, не сформулированном виде — и это большая недоработка коммунистической теории). Именно при коммунизме отношения между людьми являются нравственными, а все эксплуататорские общества с экономической точки зрения (отношений, возникающих между людьми в процессе общественного производства) безнравственны.

Как таблица умножения не бывает коммунистической и буржуазной, так и нравственность одна, без всяких разновидностей. А вот мораль —  другое дело, т. к. она есть сложившаяся традиционно в данном конкретном обществе (или узком социальном слое, группе) совокупность правил поведения, представлений о ценностях, должном и не должном. Мораль бывает и капиталистическая. У преступного сообщества, например, тоже есть своя мораль (воровская и пр). «Капиталистическая нравственность» — нонсенс, как «нравственный негодяй». Отсюда следует, что «коммунистическая нравственность», как минимум, некорректное понятие, тавтология.

Оппонент: Определение нравственности в студию.

Это определение дано тысячи лет назад и в разных формулировках присутствует у самых разных народов. Называется «золотым правилом нравственности» (или правилом взаимности): Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе.

То есть, что человек считает для самого себя злом, того и другим делать не должен. Вот и всё: Не делай зла. Никакой обязанности делать добро нравственность не предполагает (в Новом завете дана неправильная формулировка: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…»), потому что, что одному хорошо, то другому может быть плохо — от чего происходят многие гуманитарные конфликты в мире, — от того, что своё представление о хорошем и нравственном стремятся навязать другим, принести насильно добро.

«Если бы люди заботились только о благе друг друга – они бы еще быстрее передрались между собой». (Я. Гашек. Похождения Бравого солдата Швейка)

«В заботе о ближнем главное — не перестараться». (Козьма Прутков-инженер. Мысль №33.)

Услужливый дурак опаснее врага.

Благими намерениями вымощена дорога в ад.

«Что может быть ужасней, чем причинять зло, желая творить добро?» (Жан Мишель Генассия. Клуб неисправимых оптимистов)

«Если хотите заставить доброго человека сделать зло — вам понадобится религия» (Стивен Вайнберг)

«Если во имя идеала человеку приходится делать подлости, то цена этому идеалу — дерьмо». (А. и Б. Стругацкие. Хищные вещи века)

Это правило уравнивает других и себя: Я такой же, как все, а все такие же, как я. Что это как не бесклассовое общество, в котором никому не позволено быть рабовладельцем, эксплуататором? — Никакого деления на высших и низших, угнетателей и угнетаемых.

Зло может принести и бездействие, поэтому между совершать и не совершать некоторое действие нужно выбирать наименьшее зло, сравнивая два зла — от делания и не делания.

А все религиозные, «демократические», западные, суверенные, традиционные и прочие представления о нравственности, являющие собой тот или иной набор догм, заповедей, обязанностей, «ценностей», — всё это годно только для оболванивания идиотов господствующими классами. Религиозные заповеди полезны также для быдла, не способного к самостоятельному нравственному поведению, и которое остановить от нехороших поступков может только страх перед божьим наказанием.

Если марксизм наука, то и представление о нравственности он должен научно формализовать, а не идти на поводу у мракобесов, ставя свою «коммунистическую нравственность» в один ряд с религиозной и прочей идеологической рухлядью.

Оставьте свой комментарий





Rambler's Top100